Уходит Иван от Сары

Культура, № 3 2005,Лев Аннинский

Малая сцена липецкого театра дрожит от мелодий Израиля. Влади­мир Пахомов, верный своей режис­серской линии, ведет действие по ос­трой грани между горькой реальнос­тью (которую описал знаменитый драматург Семен Злотников, живу­щий ныне в Иерусалиме) и чудными видениями (которые поста­вила Елена Оленина во всем блеске балетного атлетизма).

Мне понятен смысл этого сцениче­ского расслоения. В израильскую жизнь с ее древней героикой и совре­менной эротикой смогут вписаться люди новые, полные сил, не знающие страха. Но как в нее вписаться двум немолодым репатриантам из России, мыкающимся на обочине этой чужой реальности, пронизанной солнцем и автоматными очередями?

Актерский дуэт – Виктор Соболев и Ольга Овчинникова. «Иван и Сара» Диалог любящих душ за мгновение до разрыва. Исход и безысходность русского еврейства, волокущего на историческую родину проклятые во­просы.

Ему мешает вечная русская зацикленность на сверхзадаче, поиск по­следней истины, «всеотзывчивость» которой он набрался «в Костроме» Ей мешает его неспособность «вписать­ся» его нежелание принять условия игры, его беспомощность. Ради него она обрезает свою жизнь: кухней  – базаром – аптекой. Он кричит: но должно же быть в жизни что-то выше этого! Она кричит: но что может быть в жизни выше самой жизни?

Он решает проблему просто: ухо­дит. Иван уходит от Сары. Ей уйти не­куда. Вместе с проблемами уйдет жизнь.

Великая душа потому и велика, что смотрит в глаза неразрешимости.