Спектакли как откровение

Северный край,М. ВАНЯШОВА
08/10/2008

ПРОРОК НА РАСПУТЬЕ

Пьесу Семёна Злотникова «Уходил старик от старухи» обычно решают как историю сугубо семейную, бытовую. В спектакле Бориса Луценко (Национальный русский драматический театр имени М. Горького, Минск) речь не о бытовых вещах, а об отношении к смерти, о поисках смысла бытия. Герои спектакля, Он и Она, прожившие вместе всю жизнь супруги Порогины. Они и впрямь находятся на пороге жизни и смерти. Оба отчаянно и безнадёжно любят друг друга, и оба готовят себя к неизбежному уходу в небытие. Каждый пронзительно жалеет другого. И ссорится с ним, потому что оберегает, жертвует собой, спасая другого как часть самого себя.

Два героя в спектакле. Художник и его Муза. Два замечательных актёра, Олег Корчиков и Белла Масумян, ведут до боли пронзительно-острый диалог, достигая истинных высот. Митя Порогин – учёный-литературовед, автор книг о Горьком, Достоевском, пишет главный и завершающий труд своей жизни – книгу о Толстом. Его жена, Вера, называет его просто Митя, хотя он Елизарий, но для неё он – и муж, и ребёнок. Митя живёт Толстым, он настолько отождествил себя с ним, что портретно становится похожим на великого писателя. Та же неуступчивость, кустистые брови, высота самооценки и пронзительные усилия пробиться к истине. Он непрестанно думает о причинах ухода Толстого, и его собственные мысли и переживания сливаются с толстовскими… Иногда он говорит наизусть толстовскими страницами писем и дневников.

Когда-то Иван Бунин назвал свою книгу о Толстом «Освобождение Толстого». Борис Луценко ставит спектакль о приуготовлении человека к смерти, об освобождении от пут земного, плотского существования. Герой, как и Толстой, размышляет с поразительной тоской: «Ничего нет в жизни, есть только смерть, а её не должно быть». И в начале, вспоминая военные годы, когда он был тяжело ранен и контужен, он говорил Творцу: «Нет моего согласия! И через войну прошёл, и через все испытания, а согласия не давал… Её не должно быть…» Вот тайный код его жизни.

За судьбой супругов Порогиных видятся Толстой и Софья Андреевна, Булгаков и Елена Сергеевна, Пастернак и Зинаида Николаевна, Мандельштам и Надежда Яковлевна… В спектакле Луценко ценны не поступки героев, а их психологическая мотивация, душевные устремления, порождающие поведение. Поступки могут быть смешными и трагифарсовыми. Но за ними – чистота помыслов – Порогины свято любят друга, порой срываясь в бездны, ибо любят… И через слёзы очищения идут к свету взаимопонимания. Это самые светлые и чистые минуты спектакля.

Есть Уход Лира, Уход Толстого и Уход Веры, отдавшей жизнь за други своя… И несостоявшийся Уход Мити… По накалу чувств ситуация Ухода воспроизводит в отражённом свете последние страницы жизни Толстого… Параллель между жизнью и уходом Толстого и уходом героя лукавая и опасная. Зрители могут усмотреть нелепость высоких истин. Заподозрить героя в несостоятельности, применить их к себе. Между тем, герои Олега Корчикова и Беллы Масумян проходя сквозь мучительный духовный кризис, с непоколебимой настойчивостью и с неимоверными страданиями, совершают подвиг самоотвержения и нравственной выдержки, на какие только способен человек.