Розыгрыш со счастливым исходом

Время МН,Ольга Романцова
11/01/2001

Cемен Злотников «Прекрасное лекарство от тоски»,

«Школа современной пьесы», реж. Иосиф Райхельгауз.

Новая постановка Райхельгауза продолжает направление, заявленное спектаклями «А чтой-то ты во фраке?» и «С приветом, Дон Кихот». Однако в отличие от них история взаимоотношений между героями «Прекрасного лекарства от тоски» рассказана не в жанре гротескного фарса или комедии, а превращается в лирическую мелодраму.

После «Чайки» и «Записок русского путешественника» казалось, что режиссер больше не вернется к экспериментам на стыке жанров, соединив танец и драматическое действие. Но вопреки предположениям герои нового спектакля снова танцуют, выражая через движения характерность образа или чувства, которые трудно передать словами.

Завязка мелодрамы кажется элементарной, как один из эпизодов мексиканского сериала. Устав от жизни, пожилые супруги (бывшие танцоры) решили умереть, приняв сильнодействующий яд. Причин для самоубийства несколько, но основная — не хочется стареть, впадая в старческую немощь и слабоумие. Но оказывается, что в простой истории за очевидным сюжетом скрывается второй план, проглядывает третий. Драматург и вслед за ним режиссер уходят от ответа на вопрос, вправе ли человек покончить жизнь самоубийством. Вместо этого попытки самоубийства превращаются в серию розыгрышей на грани жизни и смерти. Каждая из них может закончиться трагически, но в последний момент превращается в шутку.

Пьесы Семена Злотникова всегда отличает особый драматургический объем. В 70-е годы они стали открытием для молодого режиссерского поколения, превратившего Злотникова в культового автора. В своих последних постановках Райхельгауз размещал сценическую площадку посередине зрительного зала, деля его на две равные части. Зрители одной половины зала смотрели на сцену и видели через нее публику, слегка напоминающую их собственное отражение в зеркале. В «Прекрасном лекарстве от тоски» сцена вернулась на свое место, но полюбившийся режиссеру принцип зеркальности не исчез. Одна из комнат в квартире героев напоминает танцкласс с балетным станком и большими зеркалами до потолка (художники Мария Хазова и Борис Лысиков). В наиболее драматических моментах зеркала начинают двигаться, умножают отражения героев и превращают действие в подобие магического театра.

Режиссер сделал героев спектакля Александра и Валерию значительно моложе персонажей пьесы. У каждого из них — своя музыкальная тема, балетмейстер спектакля Михаил Лавровский придумывает для супругов индивидуальные танцевальные партии. Внутренняя жизнь Александра (Альберт Филозов) выявляется через ритмичные и резкие современные мелодии. Актерское дарование Филозова напоминает талант поэта-импровизатора, умеющего создавать многомерные образы из самого примитивного текста. Драматургический материал Злотникова дает актеру возможность проявить себя. Роль Александра очень неоднозначна. Герой Филозова одновременно жесток и слабохарактерен, безнадежно влюблен в жену и спокойно доводит ее до истерики. Александру — непревзойденному мастеру розыгрышей принадлежит ведущая партия в «Прекрасном лекарстве от тоски». Его партнерша Валерия (Людмила Семеняка) создает лирический фон. Известная балерина переходит на драматическую сцену. Она сыграла Полину Андреевну в поставленной Райхельгаузом «Чайке», теперь играет главную героиню. Репетиции «Прекрасного лекарства от тоски» начались в середине прошлого сезона, режиссер не торопил исполнительницу, помогая ей освоить непривычное амплуа драматической актрисы. Семеняка неплохо движется, передает стиль постановки и смотрится на сцене значительно органичнее, чем Илзе Лиепа, недавно сыгравшая Екатерину в спектакле Андрея Максимова. Лирическое танцевальное соло Валерии в начале второго акта заставляет вспомнить образы, созданные Семенякой на балетной сцене.

«Весь мир — театр», — сказал Шекспир. «Жизнь есть сон», — прибавил Кальдерон. «Жизнь — это бесконечный танцевальный поединок», — могли бы сделать вывод герои «Прекрасного лекарства от тоски». Спектакль заканчивается танцевальным дуэтом Валерии и Александра. Александр одет в костюм тореро, готового к поединку с быком. Танцуя, герои разбивают зеркала и уходят в неведомое нам пространство. А затем, возвратившись из Зазеркалья, танцуют еще раз.